Католическая Церковь: дайджест современных вопросов и проблем

Деятельность нового Папы Римского Франциска по – прежнему остается отличным информационным поводом для продолжения откровенного разговора о Ватикане на страницах нашего сайта.

XXI век, как известно, несмотря на то, что новые грехи изобрести невозможно, тем не менее ставит целый ряд вопросов и проблем, которые являются порождением именно своего времени.

Отвечать на них необходимо представителям всех конфессий.

Инфо – повод 1

Ватикан проводит опрос духовенства и мирян, призванный выяснить отношение католиков всего мира к самым важным семейным и общественным проблемам - разводам, абортам, однополым бракам и возможности усыновления такими парами детей, контролю за рождаемостью и многим другим.

Секретариат синода разослал епископским конференциям опросный лист с 39 вопросами, сгруппированными в тематические главы.

В октябре 2014 года иерархам из 150 стран предстоит выработать стратегию пастырской работы перед лицом катастрофического увеличения числа разводов, неполных семей, различного рода свободных форм сожительства, полигамии, проявлений антиклерикального феминизма, распространения суррогатного материнства, попыток исказить само понятие семьи как брачного союза между мужчиной и женщиной, обесценивания супружеской верности и нерасторжимости брака, легализации однополых союзов и других вызовов современности.

Результаты работы синода затем будут вынесены в октябре 2015 года на рассмотрение очередной генеральной ассамблеи епископов.

Некоторые аналитики усматривают в такой инициативе подготовку «ревизии греха» — пересмотра учения Церкви в соответствии с современной толерантной системой ценностей.

Паломник63:

Затеянный на днях масштабный опрос – пожалуй, первый наиважнейший предварительный итог деятельности во главе Ватикана Папы Франциска.

В то время, как пресса по – прежнему предпочитает с сентиментальным упоением говорить о «простоте» Папы в противовес «неаскетизму» его предшественников.

Для того, чтобы компетентно приступить к решению проблемы, необходимо точно сформулировать ее суть, а затем осознать собственные реальные возможности, равно как и доступные средства для ее решения.

Именно с такой целью и проводится данный опрос.

Сегодня многие подзабыли, что Католическая Церковь все больше утрачивает свой прежний (в отдельные исторические отрезки времени – просто огромный) вес в Европе. Своеобразный «статус – кво» между влиянием на общество Церкви и государства на Западе давно нарушен в пользу последнего. Даже, несмотря на продекларированный и официально закрепленный статус независимости Ватикана.

Какой вопрос не приведи в качестве примера – взрывоопасные события на Востоке,легализация однополых браков – и т.д, голос Папы от имени католиков уже, увы, далеко не так весом, как прежде. К нему внешне прислушиваются «сильные мира сего», произносят в ответ правильные слова, и…продолжают поступать в соответствии с личными волей и разумением.

Собственно, об этом говорит в своем кратком комментарии руководитель Секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко:

- Решение провести такой беспрецедентный опрос мнения широких кругов католической общественности свидетельствует о намерении Папы Франциска дистанцироваться от многовекового центристского подхода в управлении Церковью и его желании привлечь всех епископов к участию в обсуждении и принятии решений.

- Вполне может оказаться, что такой шаг откроет ящик Пандоры. Однако, руководство Католической Церкви берет на себя риск прямо взглянуть в лицо реальности стремительно меняющегося мира вместо того, чтобы пугливо прятать, как страус, голову в песок.

- Результаты анкетирования понадобятся не для того, чтобы изменить учение Церкви с учетом веяний века сего, а чтобы выработать стратегию, как нести истину Евангелия не только благочестивым верующим, но и тем, кто в силу различных обстоятельств жизни оказался вдали от Бога…

Именно в этой связи со всем вышесказанным Католическая Церковь на данном историческом этапе еще острее, чем ранее, нуждается в полноценном взаимодействии с Русской Православной Церковью.

Впрочем, эта необходимость – взаимная.

Инфо – повод 2

Председатель синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион встретился с Папом Римским Франциском в Ватикане.

Митрополит Иларион передал Предстоятелю Римско-Католической Церкви приветствия и благопожелания от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В ходе встречи, прошедшей в обстановке взаимопонимания, стороны обсудили различные вопросы православно-католических отношений.

Одной из тем беседы стало нынешнее положение христианского населения Ближнего Востока. Владыка Иларион поделился впечатлениями от поездки в Ливан и обеспокоенностью христиан этой страны своим будущим.

Папа Франциск и митрополит Иларион отметили необходимость консолидированных действий христианских Церквей в деле защиты христиан в Сирии, где в течение длительного времени не утихает вооруженный конфликт. Председатель ОВЦС поблагодарил Папу за усилия, направленные на защиту страждущих сирийских христиан.

Собеседники также отметили, что одним из значимых направлений взаимодействия Московского Патриархата и Святого Престола является совместное отстаивание традиционных семейных ценностей, которые в последние годы подвергаются пересмотру сторонниками секулярной идеологии. Видимым свидетельством развития взаимодействия в данном направлении является организованная Московским Патриархатом и Папским советом по делам семьи конференция «Православные и католики вместе в защиту семьи», которая пройдет 13 ноября текущего года.

Председатель ОВЦС преподнес понтифику памятные подарки – наперсный крест, изготовленный в мастерских Московского Патриархата, и первый том итальянского издания своей книги «Православие». Папа Франциск вручил митрополиту Илариону и членам делегации Русской Церкви медаль, отчеканенную в честь его понтификата.

Паломник63:

В этой скуповатой официальной новости выделим суть:

…одним из значимых направлений взаимодействия Московского Патриархата и Святого Престола является совместное отстаивание традиционных семейных ценностей, которые в последние годы подвергаются пересмотру сторонниками секулярной идеологии…

Митрополит Иларион был неоднократно критикуем так называемым «консервативным крылом» РПЦ за наведение дружественных мостов с католиками и Папой.

Тот самый знаменитый раскол 154 года (разделение Церкви на Восточную и Западную), известные догматические противоречия – все это никак не отменяет одного простого факта, о котором не раз говорил в своих проповедях протоиерей и православный писатель Николай Агафонов и другие авторитетные пастыри.

Не обращаясь к Богословским противоречиям, но аппелируя к идеям общечеловеческих взаимоотношений и просто здравого смысла, можно определенно сказать: когда братья или сестры из одной большой семьи разругались друг с другом, они никак не перестают ими быть.

А в условиях нашего века, когда фантастически спрессованный ритм и темп жизни, изобилие благ и развлечений создают предпосылки для огромного количества все новых и новых искушений, когда уже открыто пропагандируется относительность понятий «добро» - «зло», равно как и относительность любого греха; когда очень популярны теории десятков правд и полуправд…

По большому счету, представители всех религиозных конфессий сталкиваются с одним и тем же глобальным вызовом – уничтожение всякой религиозности.

Подходит ли это время для того, чтобы в тысячный раз упорно вспоминать о догматических противоречиях, вместо протягивания рук друг другу? Вопрос риторический…

Инфо – повод 3

10 ноября в рамках конференции «Покровские чтения» в Российском Православном Университете состоялась встреча «Христиане в обществе различий».

Каковы особенности современной западноевропейской цивилизации? Умеют ли христиане признавать свободу и инаковость других? Какие новые возможности для христианской проповеди открываются в постсекулярную эпоху? Как оценивать экуменизм? Что такое угроза гегемонии и как её избежать?

Паломник63:

Пройдя по нашей ссылке, несложно убедиться в уже сказанном в данной статье: и Запад, и Восток испытывают абсолютно схожие проблемы, если говорить о взаимоотношениях в цепочках Церковь – общество, Церковь – государство.

Но, с одной существенной ремаркой, ограничивающей наше право чрезмерно «возноситься» над остальными.

Вся европейская цивилизация (о которой принято пренебрежительно отзываться как о «бездуховной» в ультра –православной среде) имеет глубоко запрятанные христианские корни. Это известно давно, и сегодня достаточно хотя бы раз в жизни оказаться на Рождество или Пасху в Риме, Мадриде (даже Париже и Лондоне) чтобы найти тому подтверждение.

Толкин и Льюис (читаемые и сегодня) – подлинно христианские писатели, безотносительно их конфессиональной принадлежности.

Величественные Христианские Храмы Западной Европы – не только памятники истории и архитектуры (как это любят преподносить атеисты). Нет, это веками намоленные места, которые и сегодня сохранили незримый христианский дух, сразу ощущаемый верующими паломниками со всех концов света.

Более того, многие славянофилы, наверняка, были бы несказанно (неприятно?!) удивлены размахом празднований и изобилию добрых, улыбающихся лиц на улицах западноевропейских городов на Пасху и Рождество.

Кстати говоря, ни одна из этих стран в Новейшей Истории не знала 70 – летия агрессивно - атеистической власти.

Думается, основная проблема Западной Европы заключается в том, чтобы придать Христианству не массовость, а подлинно глубокое духовное наполнение.

В России же пока не приходится говорить даже о той самой массовости, невзирая на различные соцопросы, свидетельствующие о 70-75% православных христиан в нашей стране.

Это ни что иное, как выдавание желаемого за действительное – как авторами опросов, так и людьми, дающими ответы на вопросы о Вере.

Любопытный лингвистический факт: в английском языке слово Wedding объединяет сразу 2 значения: свадьба и венчание. В русском этим понятия разделены.

Выводы каждый сделает сам…

Резюмируя все сказанное, важно еще раз подчеркнуть: только объединение общих усилий всех религиозных конфессий (в том числе – католиков и православных) способно хоть немного отсрочить наступление тех самых времен, о которых пророчествовал еще апостол Иоанн Богослов.

При этом, (в идеале!) объединение общих усилий никак не означает стирание догматических противоречий или подстраивание одной конфессии под другую.

Если к такому идеалу взаимоотношений удастся хоть немного приблизиться, наш неспокойный Мир получит фору и передышку на ближайшее будущее…

Видео-приложение

Митрополит Иларион о взаимоотношениях Православных и Католиков

Митрополит Иларион о различиях Православия и Католицизма

11.11.2013 Новости МИРОВЫЕ

Возврат к списку

Наверх