Сергей Маковецкий: Актер, служащий христианству

Слова Патриарха

«Будучи одним из выдающихся отечественных мастеров сценического искусства, Вы создаете яркие, запоминающиеся образы, как в театре, так и в кино. Не случайно Ваши работы, получившие высокую оценку критиков и отмеченные многими призами, завоевали признательность самой широкой аудитории, а за роль отца Александра в картине «Поп», особо значимой для православного зрителя, Вы были удостоены высокой награды Русской Православной Церкви — ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского», — сказано в поздравительном обращении Патриарха.

Предстоятель пожелал артисту крепости душевных и телесных сил, мира и помощи Божией во всех добрых делах и начинаниях.

Несколько слов об имениннике

Советский и российский актер театра и кино, народный артист России Сергей Маковецкий родился в Киеве. Он снялся более чем в 50 фильмах. Диапазон ролей актера чрезвычайно широк. Обаятельный шантажист в классической экранизации по роману Агаты Кристи «У бийство Роджера Экройда» (в прокат фильм вышел под названием «Неудача Пуаро»), настоящий интеллигент в картине «72 метра», уполномоченный по делам религии в фильме «Чудо». Но даже среди этих впечатляющих актерских работ особняком стоят две картины: « 12» и, конечно, «Поп».

В картине Никиты Михалкова «12» ни слова не говорится о христианстве, и тем не менее это очень христианский по духу фильм. Образ, воплощенный Сергеем Маковецким- присяжный заседатель с удивительным прошлым, полным страданий и потому не спешащий осудить на первый взгляд, виновного человека. В конечном итоге, его доброта, гуманизм, смирение позволяют восстановить истину и не отправить в тюрьму невиновного подростка, хотя изначально казалось что шансов на оправдательный приговор просто нет.

В фильме« Поп», посвященном памяти Псковской Православной миссии в годы фашизма, Сергей Маковецкий вошел в образ настоящего христианского подвижника- отца Александра. Ежечасно рискуя жизнью, он помогает выжить беспризорным детям, ходатайствует за заключенных в концлагере, отказывается отпевать убитых партизанами полицаев, укрепляет веру прихожан на оккупированных немцами территориях и словом и делом, но в финале…попадает под маховик репрессий наступающей Красной Армии «за сотрудничество с врагом». Его ждут годы ссылок и лагерей, из которых он, тем не менее, возвращается настоящим старцем, с миром и любовью в душе.

При этом, актер настолько вживается в свои роли, что достигает подлинных вершин мастерства своей профессии- зритель начинает ему верить и вместе с ним сопереживать. Он способен воплотить на экране как глубину падения личности, так и силу ее преображения. Таких талантов сегодня осталось совсем немного…

Сергей Маковецкий о себе

—Вообще-то я сомневающийся человек. И каждый раз сомневаюсь. И чем больше со стороны говорят, что что-то очень здорово, тем больше сомнений. Особенно это касается моей профессии со всеми ее трудностями. Знаете, что в этой профессии самое сложное? Не стоять под камерами на морозе в минус сорок. Самое сложное — фанфары. Призы, вручения-невручения, того похвалили — того не похвалили… Самое сложное — не реагировать на эту похвалу, спокойно к ней относиться, действительно радоваться за другого человека, за успех другого человека. Когда на вручении какой-нибудь статуэточки вместо твоей фамилии называют фамилию другого человека, тут важно не превращаться в пиранью, в зверя и не жить этим неполучением годами…

— У актера обязательно должно быть смирение. Умение не реагировать на какие-то кажущиеся мелочи. Это очень сложно. Ведь большинство актеров считают, что они заслуживают наград и почестей больше, чем кто бы то ни было. Каждый актер думает, что он — лучший. Но это ведь не спорт: кто прибежал раньше по секундомеру, тот и лучший, и тут уже ничего не поделаешь. А в актерском труде — все в нюансах, все в движении души. Про чью-то игру говорят: он ничего не делает! А кто-то скажет: в этом «ничегонеделании» и есть глубина, и есть прелесть игры. Это очень, очень субъективная профессия! Зрительское восприятие тоже очень разное: один видит, что вы делаете, а второй даже не хочет этого видеть, потому что он вас не любит. Быть для всех хорошим — это глупость, я не стремлюсь быть для всех хорошим. Уверен, что наверняка есть категория людей, которая просто не понимает: да что он такое делает, тоже мне — пузырь! И чего его все время снимают?

— Развитие актера — в том, что он думает, что он копает внутри образа. Особенно это касается киноактера. Ведь всегда хочется, чтобы роль была сыграна «в десяточку». Потому что в кино ничего нельзя исправить. В театре можно исправить от спектакля к спектаклю, а в кино, если что-то не доиграл, каждый раз будешь смотреть этот фильм и каждый раз будешь видеть этот ляп. Развитие актера еще, конечно, и в том, что он вовсе не обязан быть дураком. Ведь часто говорят: актер не должен быть умным. Но это неправда! Хороший актер должен знать много, должен быть образованным. Он не должен зацикливаться только на профессии, он должен читать, самообразовываться. Я очень люблю Антона Павловича Чехова, люблю Гоголя, люблю классическую литературу. К моему величайшему сожалению, я малообразован в современной литературе.

— Снимать кино о вере, христианстве, церкви очень сложно, невероятно сложно. Во-первых, история должна быть написана очень хорошо. Но как это сделать? Как прикоснуться к святыне? Как сыграть? Это большой вопрос. Вот взять, например, Крещение Руси. Насколько я знаю, сейчас пишется сценарий для художественного фильма о князе Владимире. Но что из этого выйдет, насколько фильм получится исторически верным и одновременно художественным — это пока не ясно. Из того, что уже есть, мне безумно нравится документальный сериал, который недавно сделал Владимир Хотиненко — «Паломничество в Вечный Город». Невероятно интересный и познавательный фильм! К своему великому сожалению, я не увидел фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) о Византии. Но это все документальное кино. А можно ли сделать художественный фильм? Видимо, все-таки можно. Например, Мэл Гибсон сделал, на мой взгляд, грандиозное кино — «Страсти Христовы». Это настоящий фильм!

— Я верующий человек, в церковь хожу. И вся семья у нас верующая. Другой вопрос — ловим себя на том, что нечасто в храме бываем. Не так часто, как хотелось бы. Чаще я хожу в церковь Преображения на Песках, это на Арбате. Настоятель этой церкви протоиерей Александр Туриков — мой духовник. Я прихожу к отцу Александру на исповедь, да и просто побеседовать с ним мне приятно. Я ценю его отношение ко мне как к человеку и актеру. Недавно в этой церкви мы обвенчались с моей супругой. Я очень рад, что это таинство случилось! Мы прожили вместе двадцать пять лет — как один день! И когда моя супруга предложила обвенчаться, я понял — надо это сделать. Когда мы вышли из храма, было ощущение… Нового года! Был прелестный вечер, присутствовали только наши близкие друзья и прихожане храма. Они нас и фотографировали, да еще сын снимал на видеокамеру. И категорически никаких журналистов: я не люблю такие вещи напоказ…

— Все мы живые люди, и, наверное, все так устроены. Мы приходим в храм, приходим на исповедь, подходим к причастию… После этого мы выходим, и кажется, даже в самый пасмурный день, что что-то такое перед глазами стало светлее — и серое небо совсем ведь не серое! Это уникальное состояние: в любой ненастный день тебе кажется, что ты видишь солнце. Сохранить эту благодать мы, конечно, хотим как можно дольше. Но неожиданно опять круговерть — и ты понимаешь: вот, было это состояние — и все, его уже нет! Поэтому очень хочется сохранять себя. Потому что чем больше ты душу свою сохраняешь, тем легче тебе живется.

13.06.2013 Новости РОССИЙСКИЕ

Возврат к списку

Наверх