23 июня Православные Христиане встречают День Святой Троицы (Пятидесятница)

Библейская История

После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы вместе с Божией Матерью, другими учениками Христовыми и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня, по еврейскому счету часов, то есть, по-нашему - девятый час утра. Вдруг сделался шум с Неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них.

Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?» Петр ответил им:

«Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прошения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа»

Уверовавшие во Христа охотно приняли Крещение и таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом, начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова.

Комментарий Священника

Протоиерей Алексий Уминский:

“Ничего нового за две тысячи лет праздник Святой Троицы нам, современным людям, не говорит. Дело в том, что это вечное послание – сегодняшний Праздник. Вечное, актуальное и ровно точно такое же, каким оно было в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов.

Это и День рождения нашей Церкви через благодатное сошествие Духа Святого. Дело в том, что когда мы говорим о Личности Отца, нам это понятно из нашего жизненного опыта. Образ отца в каждом из нас существует и поэтому узнавание в Боге отечества – совершенно естественно.

Когда мы говорим о Личности Сына – это тоже нам понятно. Потому, что в этом мире мы бываем либо сыновьями, либо дочерьми. И вот это отношение сыновства и братства, та удивительная равность, которую нам даровал Христос, взыскуемы нашим сердцем. Эта равность нам дорога, близка и мы к ней стремимся. Поэтому мы можем для себя каким-то образом почувствовать, что такое Личность в Отце, что такое Личность в Сыне.

А вот с Духом Святым, в узнавании Духа Святого как Личности у нас есть проблема. У нас этого опыта, земного опыта — нет. И когда мы празднуем день Святой Троицы, сошествие Святого Духа на святых апостолов, день узнавания, дарования вот этой Личности, здесь есть много того, что заставляет нас задуматься. Настроить свою душу на эту встречу со Святым Духом, на узнавание Святого Духа.

Читаешь преподобного Силуана Афонского и поражаешься, насколько же он был знаком со Святым Духом. Личностно знаком. Насколько в его молитвах, в обращениях к Богу всегда звучит присутствие Святого Духа как его личного Друга. Более того, он обращается к Богу, к Святой Троице со словами, чтобы мы все познали Бога: «Молю Тебя, милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли». Чтобы каждому из нас Дух Святой явился как наш личный Друг, как наш личный Бог, как та Личность Божественная, с которой мы должны соприкоснуться и сочетаться.

И всегда день Троицы для нас, прежде всего, — день дарование Святого Духа, день узнавания Святого Духа. В этом дне для нас открывается та бесконечная Божественная любовь к человеку, Его снисхождение.

Мы говорим о том, что умаление Божества свершилось в лице Сына Божьего, когда бесконечный, непознаваемый, бессмертный, Всемогущий, Вездесущий Бог стал Человеком на земле. Не просто Человеком, а беззащитным маленьким Существом, которое принимает на себя весь удар зла, весь удар смерти и греха. И побеждает его своей смертью.

Мы говорим об умалении. Но мы может также говорить о том, как смиряется перед человеком вся Святая Троица. Как смиряется Бог Отец, отдавая своего Сына в жертву человечеству. В этом смысле мы вспоминаем Авраама, праотца нашего, который идет на гору Мориа и ведет с собой Исаака на заклание. Потому что как раз это есть образ, который потом нам был показан, когда Бог Отец отдал своего Сына. Это умаление Отеческое. Это умаление Сыновнее.

Здесь мы видим, как Дух Святой умаляет себя. Он сходит вниз. Ведь на самом деле это же для нас, для людей, к сожалению, для падших существ, свойственно все время падать, все время тянуться к земле. Все время вперять свой взор вниз, жить земным.

Но ради того, чтобы мы стремились вверх, Дух Святой сходит вниз. Дух Святой подчиняет себя законам этого мира, законам тяготения, законам падшести. По которым все, что не бросишь вверх, обязательно упадет вниз. Все земное стремится вниз, но никак не вверх. Кроме огня, который все время стремится вверх.

И Дух Святой снисходит, умаляется до нас, чтобы мы Его познали личностно. Умаляется, чтобы мы Его приняли, с ним соединились. Чтобы с Ним сочетались, Им напитались, наполнились, зажглись, как зажглись апостолы этими языками пламени в день Сошествия Святого духа, в день Пятидесятницы. Чтобы и мы этим огнем устремлялись вверх, чтобы Он нас возводил к Своему Отцу Небесному и к воплощенному Сыну Божию.

«Да будут они едины, — говорит Христос, — как Мы едины». Чтобы это единство Святой Троицы в Духе Святом даровалось человечеству как Церкви.

Поэтому это день для нас – всегда тот же самый, всегда очень новый. Всегда соответствующий дню святой Пятидесятницы, которая совершилась 2000 лет назад. И тому актуальному нашему существованию, нашему сегодня.

«Христос вчера, днесь и вовеки един». Так же, как и Церковь”.

17.06.2013 Ретроспектива РОССИЙСКИЕ

Возврат к списку

Наверх