Обращение Патриарха Кирилла в канун Дня Знаний

В своем пастырском обращении Святейший коснулся не только студенческих тем и проблем, но и поведал о взглядах Православной Церкви на всегда актуальные для любого поколения темы…

О Красоте и Гармонии

— Я хотел бы сказать о том, что гармония и красота оказывают созидательное воздействие на человеческую личность. Вот почему я с большим опасением взираю на те виды искусства, которые презирают гармонию. Мне однажды за границей пришлось слышать концерт какофонической музыки. Я, по мере того как слушал эту музыку, начинал испытывать чувство внутреннего беспокойства. Потом это беспокойство стало переходить в чувство страха. Я понял, что отсутствие гармонии, в данном случае музыкальной гармонии, разрушительно для человеческой психики.

— Пренебрежение эстетическими правилами, гармонией внешнего человеческого устроения жизни также чрезвычайно опасно. Когда нам говорят, что там или сям появляются некие образцы искусства, которые пренебрегают гармонией, то это означает, что людям предлагается какой-то опасный эстетический продукт, который способен переформатировать сознание от гармонии, красоты — к безобразию.

— А что же происходит с человеком, когда он безобразие ставит на одну доску, на один уровень с гармонией и красотой? Это значит, что происходит внутренний срыв человека, внутренняя болезнь его посещает, потому что перестать различать гармонию, красоту и отсутствие таковой или даже лжегармонию это все равно что потерять различие между добром и злом: добро и красота — зло и безобразие. Наши предки хорошо это сознавали. Именно поэтому в то время, когда было еще совсем мало материальных возможностей создавать, например, красивые здания для проживания большинства людей, строились храмы и дворцы, строились барские усадьбы.

— В какой-то момент сказали, что это все плохо, что все должны жить одинаково. Но, как замечательно сказал известный наш русский философ Николай Александрович Бердяев, одинаково жить нельзя. И если мы тонким слоем масла намазываем бутерброд, то это плохо, особенно если человеку нужны жиры. Ему нужно иметь хоть небольшой кусок, но намазанный маслом таким образом, чтобы он мог возместить эту потребность в жирах. Поэтому, когда разрушаются образцы чего-то прекрасного во имя того, чтобы всем было хорошо, нужно понимать, что это очень ложный посыл, это некий ложный пропагандистский посыл, который толкает людей к тому, чтобы действительно было разрушено внутреннее эстетическое чувство и понимание красоты.

—Вот так произошло в нашей стране. Разрушили храмы, сожгли усадьбы, и думали, что после этого наступит рай и все получат по кусочку. Мы знаем — никто ничего не получил, а страна просела… Нам нужно смотреть на что-то, что согревает душу. Вот почему важно, чтобы храмы были отреставрированы, потому что исключительная по ценности национальная архитектура, которая представлена в храмостроительстве, тоже оказывает благотворное влияние на сознание человека.

—Дай Бог, чтобы это пространство духовного, материального, эстетического благополучия расширялось, чтобы в рамки этого пространства входило все больше и больше людей, земель, домов, дорог, полей, лесов. Мы должны сделать нашу страну прекрасной. И то, что этот процесс, несомненно, сегодня существует, мы должны очень ценить. Еще раз хочу сказать, что все это имеет не только материальное значение. Это не просто признаки материального благополучия. Мы формируем такую среду обитания, которая влияет на формирование духовной сущности человека, а также его убеждений, его ценностной ориентации…

О Молодости

—Мне хотелось бы сказать о том, что молодость — это особый возраст. С одной стороны, кипучая энергия, большое количество физических сил, все хорошо, все работает в организме правильно, человек читает без очков, слушает, слышит все хорошо, у него мышцы, скелет передвигается, изгибается, танцует. Молодость не видит никаких преград, все правильно, все хорошо.

—Иногда это чувство физического благополучия, особенно у людей сильных или красивых, вызывает не совсем правильную реакцию. Двигаясь по жизни на волне того, что ты имеешь, не думаешь о том, что в какой-то момент — а это непременно произойдет — не таким будет подвижным позвоночник, не такими упругими мышцы, не таким гладким лицо, появятся морщины. И ведь это не признак надвигающейся смерти, это просто иной период жизни, когда будет больше ограниченности для человека, в том числе интеллектуальной ограниченности. Почему нужно учиться смолоду? Да потому что иначе работает головной мозг, совсем иначе работает человеческая память, мы можем больше узнать, больше запомнить. Другими словами, молодость — это формирование личности и интеллектуальное, и духовное, и эстетическое, и физическое.

—А теперь хотел бы поговорить вот о чем. Ведь жить можно по-разному, и в молодости тоже. Про некоторых говорят: живет, не приходя в сознание. Может быть, вы встречались с таким определением. Не приходит кто-то в сознание либо потому что все время пьяный, либо под наркотиками, либо настолько человек управляем, настолько им легко манипулировать, что он не может выскочить за границы этих манипуляций, сознательных, бессознательных или просто продиктованных коммерческой выгодой.

—Но ведь совершенно очевидно, что на современного человека обрушивается колоссальный информационный поток. Вы это знаете — через Интернет, через другие электронные средства коммуникаций, передается огромный поток информации. И вот возникает вопрос: а как себя вести перед лицом всего того, что обрушивается на человека, особенно в молодом возрасте?

—Можно, конечно, все это заглатывать, можно абсолютно некритически воспринимать все, что предлагается, особенно если это, как говорят, «модно» или «круто». Все повторяют: круто, круто, круто. Что это значит — хорошо или плохо? Нет, это «круто». А что такое «круто», объясните мне, пожалуйста. Я человек из той эпохи, когда не было этого слова. Были слова «хорошо» или «плохо». «Круто» — это что? Можно сказать, что творческий поиск ученого это «круто»? Никто об этом так не скажет. Можно сказать, что прекрасное произведение искусства, над которым писатель работал, его труд — это «круто»? Никто не скажет. Мы даем это определение другим явлениям, и чаще всего тем из них, которые оказывают на нас сильное влияние.

—В конце концов, мы живем в обществе, и каждый человек находится под влиянием кого-то другого, под влиянием идей, под влиянием опять-таки эстетических вкусов, которые, в частности, и через моду передаются. Но возникает вопрос: а способен ли человек в современном обществе жить своим умом? Способен ли молодой человек критически оценивать информационный поток? Способен ли он, когда все говорят «круто», сказать: «Это совсем не круто, это пошло»?

—Развивая этот тезис, хотел бы сказать следующее: нужно иметь способность критически оценивать информацию, которая к вам приходит, нужно иметь мужество сказать «нет», даже когда большинство говорит «да». Собирается молодежь, идет куда-нибудь, начинается пьянка и все пьют — «круто». А хватит ли мужества встать и сказать: «Я этого делать не буду, потому что это не круто, это совсем для меня не круто»? Повернуться и уйти из этой компании…

О Любви

—То же самое касается такой важной темы как любовь. Любовь это величайшее чувство, которое Бог вложил в человеческую природу. Любовь возвышает нас над этим природным миром, делает небожителями, потому что Сам Бог есть Любовь. И когда человек имеет в сердце своем любовь, у него вырастают крылья. Но чувство-то какое удивительное. Оно ведь не запрограммировано на автоматическое присутствие на протяжении всей человеческой жизни, отнюдь. Любовь не запрограммирована. И если эту любовь расточать, если ее растаптывать, если этой любви изменять, то она исчезает. А значит, крылья схлопываются, и не взлетишь к Божественной высоте.

—И ведь опять-таки современная мода на общение, в том числе и между людьми, которые чувствуют симпатию друг к другу, часто сводится к тому, что каждый эксплуатирует другого не во имя любви, а во имя удовлетворения своего инстинкта. И если эти беспорядочные связи человек практикует в течение долгих лет, то он перестает быть способным любить. А потом спрашивают в недоумении: «Ну почему мне так не везет в жизни? Ну почему? Вышла замуж — подонок, за второго — подонок». Или женился — плохо, снова женился — еще хуже. В чем дело?

—А дело в том, что если люди соединяются для совместной жизни, расточив потенциал любви, ничего не получится! И когда Церковь говорит: «Будьте осторожны, не играйте с этим великим чувством», она не старомодные вещи говорит, а вечную истину, которая от Бога пришла, а не от людей.

—Поэтому я хотел бы всем вам пожелать сильной любви, которая очень вам поможет. Вы, несомненно, найдете свою половинку, вы, несомненно, будете счастливы друг с другом в том случае, если вы этот потенциал великого чувства сами не разрушите. И когда вам кто-то говорит: «А это круто», и подталкивает вас на поступок, который может этот потенциал любви разрушить, скажите: «Это не круто, а это пошло, это плебейство, это скотство. Я выше этого».

—Эта жизненная позиция требует способности, готовности и внутренней силы сопротивляться внешним обстоятельствам. Очень важно, чтобы нашими жизнями не распоряжался кто-то другой. А сейчас это очень просто; и в прошлом было просто, но сейчас в особенности. Мы знаем, как Интернет может на белое сказать «черное», и заставить людей верить в то, что это черное. Мы знаем, как формируется информационное пространство в Интернете. Это совершенно не безобидная вещь… Поэтому я хотел бы вас всех призвать к тому, чтобы вы были критичны по отношению в том числе и к информации, которая приходит к вам через Интернет. Другой не должен господствовать в вашей жизни, он не должен порабощать вашу волю, ваше сознание. Он не должен манипулировать вашей жизнью. Нужно всегда быть готовым сказать, что можно жить по-другому…

О Призвании

—Действительно, ведь у каждого человека есть призвание. Бог так нас создал. У нас разные призвания, потому что у нас разные способности. Один может стать ученым, бизнесменом, политическим деятелем, государственным руководителем. Другой обретает себя в том, что он становится защитником Родины, врачом или хорошим работником. Третий работает в сельском хозяйстве и наслаждается гармонией жизни на лоне природы. У каждого есть свое призвание.

—Очень важно это призвание почувствовать и защитить его, несмотря на многие влияния извне, когда говорят: «Не надо становиться инженером. Надо непременно стать менеджером, быстрее деньги заработаешь. Не надо становиться ученым. Что там всю жизнь просиживать? Нужно становиться банкиром».

—Это не значит, что быть менеджером или банкиром плохо. Но это означает, что если все люди будут жить по этой моде, то в стране у нас не будет людей, способных ни науку двигать, ни страной управлять, ни производить материальные ценности, ни хлеб выращивать. Поэтому каждый должен найти сам свое призвание, к чему душа лежит, и развивать это призвание в соответствии со своим собственным взглядом на жизнь…

О нашей Истории

—Хотел бы несколько слов сказать об истории. Мы с вами не имели бы сейчас никаких отреставрированных памятников, никакой красоты в Смоленске, если бы разрушили прошлое. В нашей стране мы проходили через периоды, когда говорили: «Прошлое — это плохо, его нужно разрушить до основания, а потом построить новый мир».

—Один раз в XX веке это сделали — отказались от истории, заявили, что никакой истории до 1917 года не существовало, что была одна только борьба классов. И в этой борьбе, конечно, всегда была одна хорошая сторона, а другая плохая. Мы знаем, как называли хорошую, как называли плохую. Истории не существовало. А если истории не существует, почему нужно охранять памятники? И вы знаете, что было разрушено абсолютное большинство памятников нашего прошлого только потому, что был отказ от истории.

—Вот и сегодня нам иногда говорят: «А что в этой истории хорошего? А зачем знать эту историю? И вообще, какой может быть объективный взгляд на историю? Не существует объективного взгляда». Одни считают, что Советский Союз выиграл Великую Отечественную войну, а другие считают, что это совсем не так. Одни говорят, что власовцы — это предатели, а другие говорят, что это люди, которые боролись за свободную Россию. Сколько голов, столько и умов. А уж в истории тем более не может быть ничего общего, не может быть даже единого учебника по истории, потому что, мол, у каждого свое понимание истории.

—Нет ничего более опасного, если вам предлагают этот релятивистский подход к истории — все относительно. Это типично в духе философии постмодерна: «Все относительно, нет никакой правды; для тебя герой Александр Матросов, а для меня герой генерал Власов». Если мы разрушаем историю таким подходом, мы становимся иванами, не помнящими родства, нами уж очень легко становится манипулировать.

—Ценности приходят из прошлого. Мы говорим, что патриотизм — это ценность. И что мы делаем, чтобы доказать, что это ценность? Мы приводим примеры самозабвенного служения Родине из прошлого, как люди защищали свою страну, как они клали свою жизнь во имя других. Мы живем на этих примерах. Разрушение этого отношения к прошлому, перевод исторического комментария в сферу относительности являются очень опасными. Могут быть разные исследования и споры вокруг тех или иных событий. История это живая наука, она не может быть догматизирована. Но очень важно сохранять целостное восприятие истории — так, как эта история сохраняется в народном сознании…

Об истории Церкви

—В Церкви вероучение, которое две тысячи лет существует, тоже ведь подвергалось различного рода попыткам внести ту или иную коррективу. Эти попытки были очень жестокими, потому что в свое время, особенно в первом тысячелетии, Церковь была единственной носительницей какой-то идеологии. Поэтому всякая борьба, в том числе и сепаратистские действия, в первую очередь опиралась на ту религиозную доктрину, которая не соответствовала церковной, для того чтобы поддержать ту или иную группу, не желавшую жить, например, в рамках Византийской империи.

—И как Церковь выжила? Ведь чего только не было за эти две тысячи лет, сколько всяких ересей, расколов. Как она выжила? Есть такое понятие в Церкви — предание, или по-латински «традиция». Традиция — это передача ценностей. Это не передача прошлого во всем его объеме. Не помню, кажется, даже в этом зале, а может быть, в другой какой-то молодежной аудитории я говорил о том, что из прошлого к нам приходит не только ценное, но и ненужное. Мусор в нашей квартире ведь тоже прошлое. Но никому же в голову не придет сохранять мусор только потому, что он из прошлого. Значит, традиция, предание — это механизм, сохраняющий ценности. И благодаря этому сохранилось вероучение Церкви, потому что был критерий, на основании которого каждое последующее поколение людей оценивало — что есть истина, а что привносимая ложь.

—В таком ключе, я думаю, должен формироваться наш комментарий к нашей истории и вообще к истории. Должно быть понимание народом своей истории. Это не пустые слова, потому что это есть часть культуры, часть национального самосознания. И если со ссылкой на плюрализм мнений мы разрушаем наше национальное самосознание, то у нас нет будущего…

Видео-приложение

Ответы Патриарха на вопросы студентов Смоленского Госуниверситета

01.09.2013 Новости РОССИЙСКИЕ

Возврат к списку

Наверх